Valentin Khrushch (b.1943, in Odessa) was one of the most innovative artists of the Odessa School of Art. He was very prolific - in the 1960's Khrushch created numerous still- lifes and portraits which are now in many private collections, museums and galleries Even in the years of Stagnation, Khrushch was making his artistic statements through private, "unofficial" apartment exhibitions held in Odessa and Moscow in the 1960s-70s.
His paintings hang in the most prestigious national and international galleries and are sought after by many collectors worldwide.
He moved to Moscow in 1994.
Died in 2005.
Exhibitions:
"Khrushchik-Sytchik" - an open air unofficial exhibition near the Odessa Opera House, Odessa. 1967
Apartment exhibitions in Odessa, Moscow - 1960s throughout 1970s. Leading member of the Odessa Group of nonconformist artists.
1986 Austria, Linz exhibition of Moscow Belyayevo group.
1993 Lithuania, Panevezys - exhibition of Moscow Belyayevo group.
2001 Dubna, Moscow region Scientists House hosted the exhibition of Kimry Mongol Opera Club from collection of the members of the club.
2003-2005 exhibitions in Kimry, Moscow, Twer.
SOLO EXHIBITIONS
1981 Moscow, editorial office of newspaper Gudok
1988 Moscow, Central House of Artists, exhibition The Old Testament (Seduction)
1993 Odessa anniversary exhibition of V. Khrushch (organizer Felix Kokhrikht)
1994 Moscow, flat exhibition at the chairman of the association Yakimanka A. Beloglazov.
1995 Moscow, Ethnographic Museum, V. Khrushch. Painting. Drawing. From A. Bykovas collection.
1995 Kimry, Twer region, Kimry Regional Drama and Comedy Theatre.
1996 Moscow, flat exhibition at sculptor Metlyanskiy
1997 Exhibition devoted to 450th Anniversary of Kimry
1998 Kimry, city exhibition hall, exhibition Reflection
1999 Kimry, editorial office of the newspaper Provincial-Express
2000 Dubna, Museum of Regional Ethnography, exhibition V. Khrushch. Painting, drawing. From V. Romanovs collection
2000 December - Odessa, Museum of Western and Eastern Art, Khrushch Photo Exhibition
2001 May - Odessa, Museum of Western and Eastern Art. Salve. V. Khrushch. Painting. Drawing.
2001 - Kimry, Museum of Regional Ethnography, exhibition V. Khrushch. Painting, drawing. From A. Sazonovs collection
2001 - Kimry, exhibition devoted to the birthday of the city took place in recreation centre 40 Years October
2002 Odessa, festival Heroes of Culture, exhibition Good Khrushch
2002 Odessa, Museum of Western and Eastern Art, Valentin Khrushch exhibition
2003 Kimry, exhibition hall, anniversary exhibition.
2006 Kimry, in commemoration of master V. Khrushch. Not Found at Home
Selected Bibliography
* Philips. London, 1989.
* "Davensport's Art & Price Guide". 1993-1994 Edition.
* Rosenfeld Dodge. "Nonconformism art. The Soviet experience 1956-1986" Thames and Hudson.
Памяти Валентина Хруща
Люсьен Дюльфан
Уходят друзья...
Редкая птица долетит до середины Днепра. Редкий человек достиг таких душевных высот, сохранив в себе детство и заслужив любовь, как Валентин Хрущ.
В начале 20-го века в мире было четыре ашкеназийские столицы Берлин, Вена, Варшава и Одесса. После войны осталась одна Одесса с ее одесситами. Кто по национальности Валентин Хрущ, неизвестно, да и зачем знать: он ведь был одессит.
Валентин Хрущ был совершенно замечательным художником: резал доски, писал картины, делал волшебные фотографии. Он с гордостью доставал "лейку" из деревянного футляра, а футляр вынимал очень бережно из очень-очень старинного фирменного портфеля с печатями от самого баварского курфюнста прямо по линии Гогенцоллернов...
Потом из соседнего забора выдергивалась доска в роли штатива. "Понимаешь, говорил по ходу дела Хрущ, он, падла (это самое цензурное слово в длинном предложении), не может же висеть в воздухе, ему... (это он с уважением об аппарате) нужно на чем-то стоять".
О Валином портфеле из графского особняка непосредственно от первопечатника Гуттенберга можно говорить много. В основном там лежали чудо-стамески, на которых стояли клейма уже исчезнувших легендарных фирм. Клейма со львами на стреле или стрелы на львах, райские птицы в странных позах были выгравированы старинными мастерами.
Потом Хрущ исчез, и все говорили: "Вы не видели Хруща? Где Валя?". А Хрущ стал домовладельцем: купил мазанку на берегу Днепро-Бугского лимана со стороны Очакова.
Постараюсь описать это в силу моего таланта или, как говорил кинорежиссер Сергей Бондарчук, когда его спрашивали, как это он все снял: "Силой одного воображения".
Представьте себе очень теплый августовский вечер; огромная луна, глинистый крутой берег с оползнями, за обрывом черная, как смола, вода Днепро-Бугского лимана, запах степи и теплой пресной воды. Кривая хата под соломенной крышей. Посреди двора трехногий табурет, освещенный луной, на табурете шумит старинный примус, на котором шкворчит огромная медная сковорода с бычками. А вокруг -- герои Ник. Вас. Гоголя, только что приехавшие с Сорочинской ярмарки. Вусатые с люльками, разложив сабли, кисеты с нюхательным табаком, галдят, смеются, толкая друг друга в бока. Между ними картинно расположились герои Исаака Эммануиловича Бабеля с Бенчиком Криком и его еврейским казачеством в жилетках цвета элексир, поодаль сидит только что сошедшая с поезда Москва-Петушки Венички Ерофеева команда по укладке телефонного или какого еще кабеля...
Сам же Хрущ накануне купил козу. Купил, чтобы насолить Марку Григорьевичу Шагалу, как он объяснил. "Куда эта падла залезла, не успев дать хоть стакан молока, когда я ее пытался доить!? Дюльф, ты знаешь, я же не колхозник, я животных видел только в зоопарке".
Потом, после перестройки, Хрущ вынырнул в Москве. В столице он стал большим человеком в длинной дубленке ("понимаешь, отрезать жалко, ноги ночью мерзнут, когда спишь; летом, правда, жарковато..."), кожаный портфель с ним и целая цепь высоких должностей, все по части искусства: заведующий арт-подвалом, директор авангарда, менеджер андеграунда, исследователь южнорусского движения в лице авангардиста Валентина Хруща и так далее, знакомство с зарубежными коллекторами.
Валентин Хрущ. "Рыбки и Море", гуашь на бумаге, 40 х 37см
Слухи доходили, что Валя купил дом и "волгу". Дом в глуши, под Москвой, деревянный сруб, машина как новая, не на ходу, очень кстати, потому что Валя без прав вождения. Он с внутренней гордостью открывал дверь, садился за руль. Правая рука на руле, левая придерживает дымящуюся трубку с пахучим иностранным табаком. Торчит, кайфует, наслаждается вечностью.
Валентин Хрущ. Натюрморт, Гуаш и акварель на бумаге 38 x 29 см
Перед отъездом за океан договорились встретиться. Хрущ опоздал на час. Пригласил в шикарный ресторан. Царским жестом ловко сунул швейцару в полной форме генерала купюру. Швейцар взял под козырек, мол, намек понял. Заказал чудесный стол с вином для меня, для себя крепкий чай.
Умер Валентин Хрущ, оставив после себя не только образ обаятельного одессита. Он был художник с абсолютным вкусом, эстет самого высокого класса. Утонченный колорист, стилист, мастеровой, знаток столярных инструментов, фотограф непревзойденный, оставивший после себя целую школу молодых художников. Самоучка-философ.
Валентин Хрущ. Кот 1970, Гуаш на картоне 53,5 x 50 см
Однажды он нашел деревянного орла без головы, одним движением прямо на теле вырезал лицо, за которым идут крылья. "Это тебе Дюльф. Держи Птицу -Дульфана." Когда мне невесело, я смотрю на эту птицу, и мы летим вдвоем.
Умер Валентин Хрущ Дон Кихот и Санчо Панса в одном лице, отмерла еще одна нить нашей грибницы, и мы все скорбим.
Валентин Хрущ. "Благовещение", 1989, смешанная техника, 85 х 105см
Валя приезжал в Одессу попрощаться. Приехал сын из Израиля, пришли все наши друзья. Валентин сказал: "До встречи..." и уехал умирать в Москву.
Люсьен ДУЛЬФАН,
"Новое Русское Слово", Нью-Йорк
Новости корреспондентов Всемирного клуба одесситов
ДО ВСТРЕЧИ, ХРУЩИК
С сайта "Всемирного Клуба Одесситов"
09-11-2005 20:42:49 - Автор:
Звездами мерцают буквы в непонятном названии далекого местечка в тридцати километрах от Москвы Кимры, ибо оно стало местом упокоения одесской легенды, художника Божьей милостью Валентина ХРУЩА. 27 октября он обретет последнее пристанище в ограде Никольского храма этого городка.
Мы всегда говорили Валик или Хрущик, не потому, что подчеркивали его субтильность, а по той волне любви, которую он поднимал, то своей робкой улыбкой, то смачным словцом, то завесой дыма от сигареты или трубки, портфелем с "железками", изысканно-щегольскими нарядами "из ничего". Он всегда любил подлинность, достоверность, правду, "настоящее". Его картина "Рыбка" (завтрак, обед и ужин в едином образе) стала камертоном для одесских живописцев. Она настоящая, как настоящие и его лодки на берегу столько в них покоя, расслабления после натруженного дня. Описывать его работы еще предстоит искусствоведам будущего. А работ много, очень много... Написанные в разных манерах и разными техниками (масло, гуашь, акварель, смешаная техника) они разбросаны по всему свету, география их обитания обширна. Встретить их можно в самых неожиданных местах. Относился к своим работам Хрущик легко. Легко писал, легко раздаривал. Писал на всем, что попадалось под руки, то на куске обоев, то на оберточной бумаге, той, помните, в которую советские продавщицы заворачивали колбасу, то на створке двери... Писал всегда с удовольствием, с радостью. Также и резал рамы, фигурки ... Чувство формы у него было настолько обостренно, что малейший изгиб линии уже создает образ желаемого объема. Все обнаженные, написанные им, лаконичны две-три линии, немного цвета, но сколько в них грации, изящества, жизни, подлинности! .
Внутреннее ощущение гармонии мира, присущее его таланту, цепкий взгляд всегда прищуренных глаз, сверяющих подлинность мира (данного) с нутряным его (мира) образом, запечатленным в каждой клетке плоти художника, были единственной школой живописи для Хруща. Нет, неправа Оля Ильницкая, которая в одном из своих рассказов говорит, что Хрущ окончил Грековку. Грековку он не заканчивал, он даже и не поступал туда. Но каждый день он приходил в училище, сидел в коридоре, курил, ожидал друзей Моку, Гордона, Павлова, Сычика... За стенами училища открывался большой мир, манящий друзей. Прежний, несуетный горсад с вековым тополем был первым образом того мира, отраженным в витринах книжного магазина с отделом искусств. Там можно было жадно "рассматривать картинки", те скупые крохи информации о творящемся "за бугром", иногда перепадающие и нам. И "общение, общение, общение" вот и все его "университеты". Дружба была для него одним из видов существования. Нашумевшая выставка "Сычик плюс Хрущик" в Пале-Рояле вызвана была дружеским порывом поддержать товарища, которого "зарубили" на худсовете. Всего-то. А шуму наделала и память оставила по себе надолго... .
У Валика была безмерная открытость этому миру и ощущение единства со всем в нем, поэтому-то и расстояний для него не существовало. Кимры, Москва (теперь-то понятно) не факты собственного выбора, а стоянки его судьбы, те вынужденные точки, где сходятся все линии жизни.